Священная Римская империя и борьба церкви и государства за власть
Однако в 800 году н.э. произошло событие, которое изменило религиозный и политический ландшафт Европы на столетия вперед. В предыдущем году Карл Великий, ярый сторонник христианства и папства, пришел на помощь папе Льву III во время восстания. В результате папа короновал Карла Великого императором на Рождество 800 года нашей эры в базилике Святого Петра, фактически создав то, что стало известно как Священная Римская империя и положив начало изменчивым церковно-государственным отношениям, которые часто были отмечены борьбой за власть между папством и короной, пока Наполеон окончательно не разрушил империю тысячу лет спустя.
календари
Папа воспринял коронацию как подразумеваемое утверждение превосходства Церкви над светской и политической сферой. Карл Великий, однако, интерпретировал этот акт как получение власти над религиозными делами. Он часто назначал епископов и других церковных чиновников, председательствовал на синодах и соборах и считал себя защитником церкви. Его первым официальным актом было смертное приговорение папы к попытке узурпации власти за государственную измену.

Карл Великий также был очень увлечен религиозным образованием. В своей попытке искоренить неграмотность, особенно среди духовенства, он основал школы и монастыри по всему своему королевству. Его акцент на классических ранних работах положил начало новому возрождению образования. Таким образом, в отличие от многих их преемников, принадлежность Чарльза и Льва была в основном дружественной.

Карл Великий также был активным сторонником календарной системы датирования Anno Domini. Его знакомство с трудами Дионисия и Беды в сочетании с его страстью к христианству, образованию и литературе привело к расширению использования этой системы на большей части территории его королевства.
https://tozpat.ru/naskolko-tochny-kalendari/
Однако после смерти Карла уровень сотрудничества между сменявшими друг друга папами и императорами имел тенденцию колебаться на протяжении более чем двух столетий. Власть значительно перешла к Церкви в 1073 году, когда Гильдебранд стал папой (как Григорий VII) и провел ряд реформ. С ростом феодализма в империи папство сохраняло значительный контроль в начале четырнадцатого века под руководством сильных лидеров, таких как Иннокентий III и Григорий IX. В эту эпоху папы обычно контролировали политических лидеров, угрожая им отлучением от Церкви или вторжением другого лидера, который был более дружелюбен к Церкви. В течение обеих этих эпох колебаний и папского господства границы и численность внутри христианского мира значительно расширились, и Священная Римская империя стала практически синонимом Западного христианского мира. Аналогичным образом, система Anno Domini продолжала распространяться.

В начале 1300-х годов нашей эры средневековая церковь начала приходить в упадок из-за роста национализма, растущей безнравственности и секуляризации внутри Церкви, а также негативной реакции на инквизицию, крестовые походы и сомнительные методы сбора средств Церковью. Однако к этому времени система Anno Domini прочно утвердилась на большей части территории, контролируемой римско-католической церковью, а также во многих восточных областях.